Логотип Stroi-baza.ru

Диагностика технологических трубопроводов

Диагностика технологических трубопроводов

Как известно, основной врачебный принцип — это правильный и своевременный диагноз заболевания, позволяющий предотвратить развитие болезни и избрать верную методику лечения. В полной мере его используют и специалисты диагностики технического состояния трубопроводных систем, представляющих собой сложный и достаточно уязвимый организм. Программы комплексного технического контроля и управления транспортировкой нефти и газа предусматривают самые разные методики получения базовых данных надзора с использованием специальных приборов и устройств. Для этих целей рынок диагностического оборудования предлагает самые разнообразные дефектоскопы, электромагнитно-акустические толщиномеры, магнитные структуроскопы и другие аппараты. В их числе — вихретоковые дефектоскопы серии «Галс» и ВД, поставляемые компанией «Главдиагностика» (г. Москва), томографические приборы МБС «Скиф», разработанные ООО «НТЦ “Транскор-К”», аппараты Peleng УДЗ-204, созданные специалистами Группы компаний «Алтек» (г. Санкт-Петербург). Компания «ПЕРГАМ» оснащает этими приборами собственные передвижные лаборатории на базе автомобилей УРАЛ, КАМАЗ и ряда других транспортных средств.

В 1990 г. в России было создано ООО «Русско-британское предприятие “Спектрум НДТ”» — представительство английской фирмы JME Ltd, являющейся признанным мировым лидером в производстве рентгенографических и гамма-кроулеров.

Кроулер — это автономный мобильный рентгеновский (гамма) комплекс, предназначенный для контроля качества сварных соединений трубопроводов. Такое полностью независимое экспонирующее устройство работает без проводов и получает команды извне с использованием изотопов. Кроулеры по сигналу перемещаются, останавливаются и, что самое главное, снимают рентгенограмму исследуемого участка. Находясь внутри трубы, аппарат делает только один, но объемный панорамный рентгеновский снимок сварного стыка. В то же время известные приборы внешнего обследования стыков при большом диаметре трубы должны получить, как минимум, шесть снимков.

На кроулерах JME применяют рентгеновские аппараты разных производителей, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. При продолжительной работе на трубопроводах большого диаметра наиболее оптимальной является панорамная рентгеновская трубка ICM. Такой аппарат полного рабочего цикла не требует остановки на охлаждение. Трубка рассчитана на напряжение 300 кВ, ее мощность значительно сокращает время экспозиции.

Рентгенографические кроулеры серийной группы JME на выставке представляла столичная компания «Трубопровод Контроль Сервис» (ООО «ТКС»). Подобные аппараты можно использовать как на суше, так и при строительстве морских трубопроводов. Они способны работать в разных климатических условиях и рассчитаны на получение диагностических снимков в трубах диаметром от 250 до 1500 мм.

ООО «ТКС» обеспечивает комплектацию аппарата большим набором дополнительных принадлежностей. Среди них — комплект расширительных валов и втулок колес для установки кроулеров в трубопроводы большого размера, дистанционная система радиовозврата, эвакуационное устройство, инфракрасные датчики конца трубы. Кроме того, набор включает дополнительный изотоп для контроля перемещения аппарата с внешней стороны трубопровода и другие оригинальные устройства, расширяющие возможности его надежной работы.

Создание внутритрубных диагностических приборов нового типа и диагностика с их помощью объектов трубопроводного транспорта является одним из главных направлений деятельности ОАО «ВНИИСТ» — Всероссийского научно-исследовательского института по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК (г. Москва). Для оценки технического состояния магистрального трубопровода применяется комплексный подход, основанный на его обследовании разными методами. Так, для линейной части МТ заключение строится на результатах внутритрубной и акустико-эмиссионной диагностики, комплексного коррозионного обследования и дополнительного дефектоскопического контроля.

Институт разработал типовые технические задания на диагностику резервуаров, технологических трубопроводов, механического и энергетического оборудования и других объектов магистральных систем. Его специалисты смоделировали и опробовали на практике по сути уникальные технологии контроля состояния трубопроводов на основе электрометрии, аэрокосмических методов, ультразвуковой и рентгеновской диагностики, мощного технического и экологического мониторинга. Кроме того, участвуя в межгосударственной программе «Высоконадежный трубопроводный транспорт», институт обеспечивает технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ при сооружении, реконструкции и ремонте нефтегазопроводов и объектов энергетики.

При проведении диагностики Инженерный экспериментально-производственный центр (ЭПЦ) ВНИИСТ обеспечивает специалистов комплектом соответствующего оборудования и приборов. Это могут быть не только специализированные наборы для конкретного вида исследований, но и полноценные лаборатории на колесах. Такие мобильные станции ПЛУК-97 контроля качества (технического надзора) на магистральных трубопроводах создаются на базе автомобилей «Кедр» или ВАЗ-2131. В комании «ПЕРГАМ-ИНЖИНИРИНГ» специалисты отдела мобильных диагностических систем проектируют и собирают лаборатории неразрушающего контроля укомплектованные приборами ведущих производителей в области NDT. Благодаря тщательно сформированному комплекту приборов и лабораторных материалов (дозиметров-радиометров, негатоскопов, денситометров, УЗ-толщиномеров, пьезопреобразователей, дефектоскопов общего назначения и др.) они обеспечивают получение данных, необходимых для анализа состояния обследуемых участков — условной прочности при растяжении, толщины стенок труб, предполагаемых дефектов.

В комплектах лаборатории предусмотрено сварочное оборудование для оперативного вмешательства по устранению выявленных изъянов и повреждений. С целью проведения испытательных и контрольных работ на трубопроводах среднего и тяжелого типов институт разработал базовые комплекты передвижных лабораторий с использованием автомобилей «Газель» и КамАЗ ЛККТ-2001/2002.

Редактировано: 20.01.2015 11:37:41

Отзывы и комментарии к статье (0)

Добавить комментарий

*Ваше имя:
*Текст комментария:
*Код с картинки:
Антиспам код